«Кардиограммы» портального крана

29.03.2021

Порою возникают сложности в определении причин возникновения проблем в работе механизма поворота и других механизмов портального крана. В этих случаях существенным подспорьем является запись и последующий анализ переходных процессов в электроприводе данного механизма, в частности токов и напряжений на статорных обмотках исполнительных электродвигателей.

Как пример, случай с механизмом поворота портального крана KONE грузоподъемностью 100 тонн. В электроприводе параллельно включены три электродвигателя с номинальной мощностью 18,5 кВт. Управляются от тиристорного регулятора.

При включении поворота в электромеханической системе привода возникает вибрация с частотой 1,25 Гц длительностью от 6 до 30 секунд, после чего привод в половине случаев отключается по перегрузке.

Предположений относительно основной причины возникновения данной проблемы было несколько, в том числе критический износ опорного подшипника, некачественный ремонт одного из электродвигателей, некорректная работа тиристорного регулятора и др.

        

Однако одновременная запись в режиме самописца и анализ усредненных значений статорных токов всех трех электродвигателей явно показал, что основная причина кроется в неисправности одного из трех редукторов, усугубляемая не оптимальными в этом случае настройками тиристорного регулятора напряжения на обмотках статоров – а именно чрезмерной величиной отрицательной обратной связи по току, что в итоге приводит к устойчивому аварийному колебательному процессу.

Снятые таким образом «кардиограммы» электроприводов портальных кранов позволяют четко определить – есть ли скрытые проблемы в работе оборудования, а если есть – то в каком направлении необходимо продолжать поиск причин ухудшения или даже отказа работы электроприводов: в механике, в двигателях или системе управления.